Взгляд в будущее

Актуальные тренды развития экосистем в России

После периода стремительной адаптации к новым экономических и геополитическим условиям динамика развития экосистем на потребительских рынках страны начала демонстрировать определенные признаки замедления. Это проявляется в отказах от малоперспективных направлений и концентрации на ключевых, в снижении темпов роста проникновения подписок, и, в целом, в большем прагматизме, вызванным в том числе ужесточением кредитно-финансовой политики к концу 2024 года. Конечно, экосистемы продолжат совершенствование потребительских общеэкосистемных механик и существующих услуг, но в наращивании продуктовых портфелей можно ожидать перенос усилий с самостоятельной разработки и M&A на привлечение партнеров, интеграцию их продуктов в комплексные предложения своих экосистем.

Вместе с тем у большинства экосистем наблюдается новый организационный и коммерческий фокус — B2B, т.е. сегмент услуг для компаний: формируются продуктовые B2B-портфели вокруг базовых, ключевых компетенцией (например, у «Яндекса», VK и, конечно, у экосистем-маркетплейсов с их «помогающими» сервисами для продавцов), озвучены планы даже по полному обособлению таких бизнес-направлений отдельными игроками. Этот тренд связан как с большими перспективами в B2B по сравнению с насыщенными потребительскими (B2C) рынками в целом (растущий запрос на дальнейшую цифровизацию, автоматизацию и роботизацию внутренних бизнес-процессов компаний и их каналов продаж, переход на т.н. платформенные, а также облачные решения, на формирование отраслевых маркетплейсов), так и с возможностями повторного использования экосистемами накопленных инструментов B2C-рынка в B2B-сегменте, переносом туда «потребительских» маркетинговых и пользовательских механик (использование социальных сетей, маркетплейсов и каналов продаж с самообслуживанием, продажа своих рекламных возможностей и возможностей технологических платформ, модулей).

Определенный переход количества в качество наблюдается в области ИИ: от создания экспериментальных моделей и продуктов-демонстраторов многие экосистемы в России переходят к практическому внедрению больших языковых и генеративных ИИ-моделей в свои базовые продукты или даже к созданию совершенно новых продукты на базе ИИ-технологий. Следует ожидать, что в России именно компании-экосистемы, обладающие широким набором и B2C, и B2B-продуктов, а также кадровыми, технологическими и финансовыми ресурсами, смогут в дальнейшем наиболее активно — и широким фронтом — развивать ИИ направление.

Ключевые векторы развития: технологические и бизнес-тренды

В телеком-области основные тренды в целом за год не изменились. Растущее проникновение 5G способствует разгрузке мобильных сетей, но не дает явных преимуществ и каких-то новых продуктов на своей базе для простых потребителей. По-прежнему ожидается, что дополнительная выручка операторов от 5G, вероятно, будет определяться спросом на новые высоконагруженные сервисы со стороны компаний (B2B).

В то же время здесь, в B2B, важны комплексные, интегрированные решения (которые включают «базовое» высокоскоростное мобильное подключение только как один из компонентов), а значит операторам придется конкурировать не только друг с другом, но и с технологическими ИТ-компаниями, а в России — с экосистемами, которые начинают рассматривать бизнес-рынок как новое ключевое для себя направление. Это касается не только 5G, но и других телеком- и около-телеком-услуг, которые развивают некоторые операторы (включая МТС), такие как UCaaS, Telecom API, private LTE\5G.

Продолжает расти количество соглашений о партнерстве между спутниковыми (прежде всего Starlink) и мобильными операторами в области «внеземных» (NTN) сетей для прямой связи спутник-стандартный смартфон. Пока усилия сосредоточены на обеспечении доставки текстовых сообщений (SMS), но также уже возможна и передача данных. В среднесрочной перспективе наиболее многообещающим видится внедрение отдельного подстандарта (5G NTN), благодаря чему, вероятно, удастся обеспечить и более высокое качество связи, и бесшовность перехода между наземным и спутниковым сетевыми сегментами.

Как пример технологии, которая развивается не такими, как ожидалось, высокими темпами, но в то же время открывшая для себя интересную нишу, необходимо отметить eSIM и связь в роуминге: отсутствие необходимости тратить время на покупку физической SIM-карты в аэропорту, возможность загодя выбрать оптимальный тариф и «установить» карту в телефон создало новый тип услуги в области мобильной связи.

В области искусственного интеллекта (ИИ) продолжается активный поиск и точечное внедрение решений с понятным коммерческим эффектом во внутренние бизнес-процессы (интегрированные чат-боты, инструменты продвинутой аналитики в маркетинге и в области HR, автоматизация контакт-центров, роботизация) и определенные типы коммерческих продуктов (например, разработка ПО и работа с юридическими документами). Отдельно стоит отметить разного рода направления деятельности в области создания контента (в том числе любительского): расширение применения ИИ-инструментов может оказать существенное влияние на другие отрасли, такие как кинопроизводство и UGC-видеосервисы — как за счет снижения стоимости, так и увеличения разнообразия предложения. В целом, ключевым направлением в области ИИ (прежде всего генеративного) в среднесрочной перспективе — помимо продолжающейся гонки за рост качества и возможностей «ультимативных» моделей — будет поиск возможностей снижения стоимости обучения и дообучения, т.е. решение вопросов экономической эффективности и финансовой доступности. Потенциально эти направления могут привести к открытию фундаментально новых архитектур и алгоритмов, что мы уже видим на примере исследований в областях агентских систем, специализированных процессоров, прогрессе «рассуждающих» моделей (которые обеспечивают рост качества и возможностей в том числе за счет «перекладывания» вычислительных затрат с этапа обучения на этап инференса), систематическом использовании синтетических данных больших моделей для обучения малых. Кроме этого, возможен взрывной рост в области робототехники благодаря синергии с генеративными и другими типами ИИ-моделей.

Вопросы мировой политики, экономики и демографии, такие как деглобализация, обособление локальных рынков, ограничения на глобальный интернет или деятельность цифровых гигантов, старение и убыль населения, уже напрямую влияют на большинство компаний, на пути развития технологий, создавая известные проблемы в поставках, в привлечении персонала, но одновременно и открывая новые горизонты.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять